Автор:
Партнер
Павел Мищенко
В Рунетлексе с 2014 года
Опыт – сын ошибок трудных. Нужные условия договора приходят в голову не сразу, а после конфликтных ситуаций, споров, не заплаченных денег, обид и пр. Эта статья поможет вам улучшить свой договор без прохождения негативных кейсов. Необходимые формулировки прилагаются.
Одна из причин срыва сроков в проекте – плохая обратная связь от заказчика. До старта работы вы договариваетесь о быстром взаимодействии и даже назначаете ответственных лиц.
Энтузиазм заказчика угасает ко второй неделе. Материалы предоставляются с недельной задержкой, половина из них оформлены ненадлежащим образом.
Когда сроки неприлично сместятся, заказчик обязательно расскажет о сорванных проектах, миллиардных убытках и конце света. Кто виноват? Конечно разработчик! Он ведь подписал договор с такими сроками.
А вот тут стоп.
В договоре говорите? Посмотрим пункт 6.5.
«Исполнитель в ходе выполнения работ вправе запрашивать у Заказчика необходимую информацию и (или) материалы. Запрос может быть направлен на адрес электронной почты, указанной в реквизитах Договора. Заказчик обязуется предоставить необходимую информацию и (или) материалы в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента получения запроса, если иной срок не указан в запросе.»
Ну и что?
Вы дальше прочитайте, пункт 6.6.
«В случае несвоевременного предоставления Заказчиком информации и (или) материалов и или их предоставления не в полном объеме, срок выполнения работ автоматически увеличивается на время просрочки.»
А вот теперь давайте считать, почему сроки сместились. Занавес.
Продолжим тему материалов. Пример с разработкой сайтов.
Работа сдана в срок, претензий не имеется. Через полгода появляется разъяренный заказчик. Ему пришла претензия о нарушении авторских прав! Фотографии украдены! Грозят миллионными штрафами!
Так, подождите, а кто виноват?
Картинки были скачаны заказчиком из интернета после 5 минут работы в поисковике. Переданы исполнителю, который их просто загрузил на сайт.
Но где же доказательства, что вины исполнителя нет?
А вот они, в пункте 3.7.
"В случае, когда работы выполняются на основе результатов интеллектуальной деятельности (РИД), предоставляемых одной из Сторон, такая Сторона гарантирует другой Стороне, что у нее есть права на использование РИД в необходимом объеме."
А еще есть пункт 8.3.
"Заказчик обязуется самостоятельно и за свой счёт урегулировать претензии третьих лиц , связанные с нарушением Заказчиком гарантий, предоставленных Исполнителю по Договору, а также предпринять иные необходимые действия, исключающие возникновение расходов и убытков у Исполнителя, а в случае их возникновения – возместить их в полном объёме".
Поэтому исполнитель тут совершенно не при чем.
Что же делать заказчику? Немедленно убрать украденный контент и извиниться. Если правообладатель уже сделал нотариальное заверение нарушение – договариваться о размере компенсации в досудебном порядке.
Современные технологии не всегда полезны. Раньше было медленней, но надежней. Результат направлялся или почтой России или отдавался в руки под роспись. И никакой электронки, скайпа, слэка и даже вконтакте.
Ну да ладно, 2022 год на дворе. Если вы хотите направлять результат работ по электронке – направляйте.
С соблюдением 3 правил:
— Наличие соответствующего условия в договоре.
Например, так: «По окончании выполнения этапа работ Исполнитель направляет результат Заказчику по электронной почте, согласованной Сторонами в реквизитах».
— Наличие адресов электронной почты в реквизитах
Да, их часто забывают указывать.
— Направление результатов с использованием тех адресов электронной почты, что указаны в реквизитах.
Если вы пренебрегаете вышеуказанными правилами – ждите первого недобросовестного заказчика. Подождите, пока он не заплатит деньги за работу. Сходите в суд и попробуйте доказать, что надлежащим образом сдали работу. Особенно если у вас в договоре написано не про электронную почту, а про обычную.